До начала спектакля в фойе играют оркестры народных инструментов, скоморохи развлекают пришедших зрителей народными играми, разучиваются несложные кадрили, проходят конкурсы на лучшего плясуна (плясунью) и т.д. После первого звонка скоморохи приглашают всех в зал.
В основу спектакля положена русская традиция коллективного квашения капусты. (Можно взять любой другой обычай, близкий той или иной области, району. Пляски, кадрили и хороводы тоже могут быть использованы любые в зависимости от времени года, местности, взятого обычая – на усмотрение постановщика).
Звучит веселая мелодия на тему русских народных песен. Открывается занавес и перед зрителями предстает внутренняя картина деревенской избы. На лавках сидят девушки, а в центре хозяйка горницы (молодая женщина). Они собрались на «капустник», который обычно проводится в начале осени.
Все оживленно «беседуют»: хореографическая картинка, основанная на фольклоре Саратовской области. Танец исполняется с маленькими бутафорскими топориками. В построении активно используется рисунок «капустка» – то закручивается, то раскручивается, то рассыпается на отдельные кружочки (Здесь богатое поле деятельности для балетмейстера).
Танец прерывает приход юношей на вечеринку. Они одеты в разные костюмы, представляющие собой различные области России.
Хозяйка не хочет впускать молодых людей. Они начинают одаривать ее подарками, принесенными с собой (изделия народных промыслов различных областей России), при этом каждый исполняет танцевальные «коленца» характерно отражающие танцевальные особенности их местности.
Все проходят в избу. Хозяйка приглашает гостей присоединиться к общей работе. Девушки радостно перешептываются, лукаво поглядывая на юношей.
Хозяйка обходит всех, смотрит, как идет рубка капусты: исполняется сольный танец хозяйки. В руках – платок. В танце она показывает всю красоту и загадку русского характера: то задумчиво-грустный ее танец, то вдруг пойдет дробью по кругу, то замрет, натянувшись, вся как струна. Музыкальным материалом может быть любая пьеса трехчастной формы.
Танцуя, она уходит за сцену, напоследок взглянув на молодежь. Как только она скрылась из виду, один из парней выходит на центр сцены со словами:
Развернись, гармошка, шире,
Заиграй на все лады,
Мы, ребята молодые,
Покадрилиться пришли!
Звучит веселая музыка. Парни приглашают девушек на танец. Солист объявляет:
- Кадриль. Самарская!
Исполняется Похвистневская кадриль Самарской области. Танцуют 4 пары. А остальные наблюдают, все еще продолжая рубить капусту. Танец заканчивается, юноши провожают девушек на свои места.
Со скамейки поднимается бойкая девушка со словами:
Хорошо вы пляшете
И руками машете
А сумеете как мы?
Шенкурские заковырки?
Звучит вступление. Со скамеек поднимаются юноши и выстраиваются в одну линию, вдоль задника. К ним выходят девушки. Далее исполняется кадриль «Шенкурские заковырки» Архангельской области. Манера сдержанная, корпус почти не двигается, только ноги выделывают замысловатые коленца. Танец заканчивается, юноши чинно провожают партнерш до своих мест.
А на сцену, отделившись от другой группы людей, выходит гармонист с веселым наигрышем Нижегородской области. С ним рядом идет солистка-частушечница:
Девушки-красавицы,
Молодцы-работнички,
Что сидеть да горевать,
В «Воробья» давай играть!
С этими словами она достает из-за спины палку (или топорик, которым рубилась капуста), держит ее вертикально, а юноши и девушки поочередно хватаются за нее. Кто взялся за самую макушку, тот и становится Воробьем.
Солистка:
- Эй, воробей, позабавь-ка людей!
На музыкальное вступление солистом-воробьем исполняется танец, имитирующий повадки птицы. Далее обыгрывается первый куплет.
Гармонист:
- Покажи, воробышек, как девицы ходят!
Все расходятся в полукруг, юноши отвечают:
- Они ходят прыг да скок под собой не чуя ног.
В движениях воробья должны быть заложены элементы женского танца. На музыкальный проигрыш все повторяют его движения. Так происходит после каждого куплета. Во втором куплете солистка спрашивает:
- Покажи, воробышек, как молодцы ходят.
Девушки говорят:
-Они ходят по пятам, голова по сторонам (при этом воробей исполняет дружеский шарж на юношей).
Гармонист:
- Покажи, воробышек, как женушки ходят. (Воробей показывает).
Юноши:
- Они ходят там и тут, с левой ноженьки встают.
Солистка:
- Покажи, воробышек, как мужья-то ходят.
Девушки:
- Они ходят вкривь и вкось, со гуляньица небось? (Воробей изображает подвыпивших мужей.)
Но вот дошла очередь и до старшего поколения.
Гармонист спрашивает:
- Покажи, воробышек, как бабушки ходят?
Воробей:
- Они ходят так и сяк, ноги слушать не хотят. (Изображает бабушек).
Солистка:
- Покажи, воробышек, как дедушки ходят?
Воробей отвечает, показывая:
- Они ходят не спешат, все вприсядку норовят.
Заключительный куплет о том, как парочки пляшут. Все хором отвечают:
- Они пляшут стук да стук, со носочка на каблук.
Заканчивается игра общим танцем, в центре которого воробей и солистка с гармонистом. Заигравшись, все не замечают появления хозяйки. Она начинает громко ругаться (исполняет танцевальную вариацию на дробях, размахивая руками). Все пытаются ее задобрить, успокоить, обещая доделать работу. И приглашают ее поддержать общее веселье. Она перестает сердиться и прощает их. Все исполняют веселый танец Ульяновской области «Симбирскую напарочку», в которой хозяйка поочередно танцует с каждым юношей.
По окончании кадрили все прощаются с хозяйкой и ее гостеприимным домом, а она в ответ благодарит всех за работу (Свет приглушается. Звучит спокойная хороводная музыка; юноши и девушки исполняют хоровод Тверской области). Хоровод постепенно уходит за кулисы. Закрывается занавес.
В фойе продолжает звучать мелодия хоровода. Зрители расходятся.