Как принято праздновать Новый год в Казахстане, традиции: как отмечают Новый год в Казахстане
Новый год в Казахстане празднуют дважды: 1 января — согласно европейской традиции, и 22 марта — после наступления весеннего равноденствия. Оба праздника в Казахстане отмечаются на государственном уровне.
Традиция праздновать Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января родилась в советский период Казахстана, поэтому имеет мало отличий от встречи Нового года в России. Сегодня это один из самых популярных праздников в стране.
К Новому году принято украшать елки. Но, в отличие от европейских стран, на улицах редко можно увидеть Деда мороза (каз. Аяз ата) со Снегурочкой (каз. А?ша?ар) — они, как правило, бывают гостями корпоративных мероприятий.
Ровно в полночь жители Казахстана, сидя за новогодним столом, чокаются бокалами шампанского, после чего посещают друзей и родственников.
Второй Новый год, празднуемый в Казахстане, это Наурыз мейрамы. Отмечают его в соответствии с восточными традициями 22 марта.
Для казахов Наурыз символизирует весеннее обновление, торжество любви, плодородия и дружбы.
В старину казахи именовали Наурыз Днем улуса - народа или Великим днем улуса. В народе верили, что чем размашистее будет отпразднован праздник Наурыз, тем счастливее пройдет год. Отсюда - изобилие праздничных традиций и обрядов.
Накануне Наурыза в Казахстане было принято убираться в домах, расплачиваться с долгами, мириться тем, кто поссорился, поскольку, как утверждали пожилые казахи, когда наступает время Наурыза, все недуги и неудачи должны обходить их стороной.
В ночь перед торжеством в знак пожелания обилия молока, урожая и дождя все емкости заполнялись молоком, айраном, зерном, ключевой водой, а в день Наурыза все старались быть в хорошем настроении, при встрече обнимались с друг другом, желали друг другу счастья.
Празднование Наурыза начиналось традиционной встречей рассвета, связанного с древним ритуалом - "Если увидишь родник - расчищай его исток". Встречая рассвет, все жители по традиции, взяв в руки лопаты, кетмени, собирались в условленном месте у родника или арыка и расчищали его.
После этого всем народом под руководством старейшин высаживали деревья. При этом по установившейся традиции говорили: "Пусть останется в памяти от человека дерево, нежели стадо", "Срубил одно дерево - посади десять!".
После исполнения ритуальных обрядов три человека в качестве жыршы - зазывалы ходили по улицам, площадям, дворам и приглашали всех на торжество. Они облачались в красочные, праздничные одежды. Это могли быть персонажи казахских сказок - Алдар Косе, Жиренше и красавица Карашаш.
Потом начиналось веселое и торжественное представление. Все веселились, поздравляли друг друга с наступлением Нового года, желали друг другу добра, пели песни, которые в старину были сложены специально для этого праздника - Наурыз жыр, устраивали соревнование мужчины с женщиной, дуэль в скороговорках - жанылтпаш, отгадывании загадок - жумбак.
В эти дни готовилось много праздничных угощений, которые символизировали достаток и богатство в наступающем году. В полдень на установленном месте у селения резали быка и варили из его мяса кушанье под названием "бель-котерер", что переводится как "выпрямляющий стан", поскольку бык являлся одним из самых сильных животных, и пища из него приносила людям силу и выносливость.
Дастархан накрывали в каждой доме. Трапеза начиналась ближе к полудню, до и после которой мулла читал молитвы, чтя память предков. По завершении старший по возрасту из присутствующих давал благословение (бата), чтобы из года в год в семье была благодать. У казахов при праздновании Наурыза непременным считалось присутствие числа "7", олицетворяющего семь дней недели - единицы времени вселенской вечности. Пред аксакалами ставили 7 чаш наполненных традиционным Наурыз-коже, приготовленным из семи сортов семи видов злаков. В состав семи ингредиентов, как правило, входили мясо, соль, жир, лук, пшеница, курт, ирим-шик (творог).
Празднование Наурыза в Казахстане обычно сопровождалось массовыми играми, традиционными скачками, развлечениями. Самыми популярными в народе были игры "Айкыш-уйкыш" ("Навстречу друг другу") и "Аудары-спек", во время которой джигиты должны перетягивать друг друга из седла.
Праздник Наурыз не обходился без спортивной борьбы, участвовать в которой могли не только юноши, но и девушки. Девушка вызывала джигита на состязание с условием, что если он победит, то сможет на ней женится, а если победит она, то джигит должен слушаться ее и выполнять любые ее приказы. В таких случаях Наурыз уже становился свадебным торжеством.
Все люди, независимо от пола, возраста и социальной принадлежности, освобождались от повседневных обязанностей и на равных правах принимали активное участие в весельях и играх. В это время снимались всевозможные этические запреты во взаимоотношениях мужчин и женщин, даже те, что всегда существовали между старшим деверем (кайынага) и невесткой (келен). Ученые считают, что эта веселая игра ради забавы есть далекий отголосок свободных встреч и массовых совместных развлечений в дни возрождения умершей природы между двумя взаимообручающимися родами или фратриями, когда на короткое время снимались запреты и ограничения во взаимоотношениях мужчин и женщин.
День завершался представлением, где два акына в стихотворной форме состязались в песнях. Их состязания прекращались с закатом. Затем разжигали костер, и люди с зажженными от него факелами обходили все окрестности селения, пели и танцевали, тем самым завершая праздник весеннего обновления и равноденствия.
Естественно, что современные традиции празднования Наурыза в Казахстане во многом отличаются от их прошлого содержания. Это не только театрализованные представления и роскошно убранные юрты, вкуснейший наурыз-коже, но и организация благотворительных акций, народно-спортивных игр, уход за зелеными насаждениями, посадка деревьев, очистка парковых и других зон отдыха, улиц и площадей.
В наши дни "Наурыз мейрамы" превратился в общенародный праздник весны, труда и единства.